Работаем ежедневно с 10:00 до 22:00 +7 (965) 517-90-81 akademiksrf@gmail.com
Главная страница   →   Контрольные работы
Главная » Статьи » Гуманитарные дисциплины » Русский язык и культура речи

Функциональная стилистика. Модуль 3: «Орфографические и пунктуационные нормы»
Цель – знание, понимание, применение правил орфографии и пунктуации при работе с текстом. 
Метод – анализ «слепого» текста: постановка пропущенных букв в словах и знаков препинания в предложениях с последующим объяснением правил.
Методические материалы – алгоритмы выбора орфограммы и пунктограммы:
Алгоритм выбора орфограммы в слове:
1. Для правильного написания любого слова рекомендуется последовательно выполнять следующие логические операции:
 1) определить, каково лексическое значение слова (ср. кампания и компания, преемник и приемник);
 2) определить, какой частью речи является слово (ср.девушка была образованна – прил., модель образована ученым – прич.);
 3) определить, в какой грамматической форме слово (ср. из кожи и на коже);
 4) определить, в какой морфеме выбор написания (ср. туманный и выдуманный – -Н- в корне и -Н- в суффиксе и -НН- в суффиксе);
 5) определить, от какой части речи образовано слово.
Анализ в такой последовательности позволяет учесть лексические, морфологические, морфемные, словообразовательные признаки слова и точно определить правило его написания.
2. Для осознанного написания -Н- или -НН- в прилагательных и причастиях рекомендуется последовательно выполнять следующие логические операции:
 1) определить, какой частью речи является слово;
 2) определить, в какой морфеме выбор написания;
 3) определить, от какой части речи образовано слово. 
3. Для осознанного написания НЕ раздельно или слитно с разными частями речи рекомендуется последовательно выполнять следующие логические операции:
 1) определить, какой частью речи является слово;
 2) определить, каким членом предложения или словосочетания является слово, имеет ли зависимые слова;
 3) определить условие раздельного или слитного написания с НЕ.
 
Алгоритм выбора пунктограммы:
Для осмысления синтаксиса и пунктуации предложения рекомендуется последовательно выполнять следующие логические операции:
 1. Найти грамматическую основу (или основы) предложения.
 2. Определить, простое оно или сложное.
 3. Если предложение простое, то определить его тип.
4. Если предложение сложное, то определить его тип.
5. В простом предложении или в каждой простой части сложного предложения определить способ осложнения.
6. Расставить знаки препинания с учетом синтаксических связей в предложении.
 
Этапы анализа «слепого» текста: 
1. Вставьте пропущенные буквы в словах. 
2. Раскройте скобки с НЕ (частицей, приставкой или частью корня): напишите слитно или раздельно.
3. Выделите жирным шрифтом или подчеркните грамматические основы в каждом предложении.
4. Выделите курсивом или обведите или надпишите союзы, связывающие части сложного предложения. 
5. Расставьте знаки препинания.
6. После каждого предложения укажите в скобках его тип: ПП – простое предложение, ССП – сложносочиненное предложение, СПП – сложноподчиненное предложение, БСП – бессоюзное сложное предложение, СП: СС, ПС – сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, СП: ПС, СС – сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью, СП: БС, СС – сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью и так далее.
7. Последовательно по нумерации объясните написание и знаки препинания в предложениях (см. образец).
 
Текст для анализа:
1. Позади осталась стари…ая дубовая роща с развалинами церкви заложе…ой будто бы Иваном Грозным когда он шел завоевывать Казань и вскоре мы въехали в самый настоящий лес. 2. В нем все перепута…о настолько что без топора и (не)продерешься сквозь чащобу. 3. Видно здесь идет (не)пр…миримая борьба между деревьями (не)на жизнь а на смерть и в сущности пред нами (не)просто лес а поле битвы (не)прекращающейся ни днем ни ночью.
4. Два паренька одного зовут Коля другого Николай едут с нами за возчиков. 5. Они так просили называть их чтобы (не)было путаницы.6. Они сверстники оба русоголовые бойкие смышленые. 7. Чувствуется оба волнуются как бы (не)заве…ти чужих людей куда (не)следует.
8. Дорога становилась все уже. 9. Теперь нельзя было ехать (не)подобрав ноги на телегу оцарапает колени, еще и пр…жмет между нахлесткой и какой-нибудь истл…вающей на корню осиной.10. Чем дальше мы ехали по узкой дороге по которой до нас вряд(ли) кто проехал в пр…дыдущие два месяца тем тревожнее переш…птывались мальчики.
11. Мы под…ехали и остановились на берегу без…мя…ой реч…нки.12. Никакой дороги в траве было (не)видно. 13. Ничего на той стороне будет дорогаш…потом произнес Николай.
14. Обяза…ости распр…делили так я тянул лошадь под уз…цы Коля правил а Николай понукал кнутом. 15. Лошадь беше…о упиралась приседала на задние ноги причем лошади…ая голова совсем вылезла из далеко (не)нового хомута.
16. В сторону вдруг (не)своим сверх…естестве…ым голосом закричал один из мальчиков.
17. Инстинктивно поддавшись требовательности окрика я отпрянул в сторону и в то(же) мгновенье увидел мелькнувшее в воздухе кова…ое копыто. 18. Лошадь как зверь прыгнула через канаву. 19. Оглоблей отшибло меня в сторону и телега прогр…х…тала мимо. 20. Нужно было обладать (не)мальчишеской опытностью чтобы вовремя пр…дугадать прыжок лошади и пр…дупредить о нем. 21. А лошадь между тем мирно стояла среди луга утопая в разнотравье и разноцветье.


Источник: 9
290 ₽
Категория: Русский язык и культура речи | Добавлено: 04.02.2014 Просмотров: 679 | Рейтинг: 0.0/0
Как получить эту работу ?
Работа полностью готова, оформлена по ГОСТу и готова к распечатке и сдаче на кафедру. Чтобы приобрести данную работу, ескопируйте в браузерной строке ссылку страницы с работой и укажите контактный e-mail. В самый кратчайший срок мы с Вами свяжемся для уточнения заказа.