Работаем ежедневно с 10:00 до 22:00 +7-922-290-60-55 akademiksrf@gmail.com
Главная страница   →   Контрольные работы
Главная » Статьи » Гуманитарные дисциплины » Русский язык и культура речи

Функциональная стилистика. Модуль 4: Риторика

Цель – знание, понимание, нахождение в публичной речи языковых средств выразительности: риторических тропов и фигур. 

Метод – анализ текста – устного публичного выступления. 
 
Проанализируйте следующий текст, а именно: выделите языковые средства риторики:
1. Риторические тропы: эпитеты, метафоры, цитаты.
2. Риторические фигуры: лексические повторы, фигура стыка, градация, многосоюзие, риторическое восклицание, анафора, сравнение, инверсия.
Устное выступление протоирея о. Артемия Владимирова на Кирилло-Мефодиевских чтениях в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина в мае 2005 г.
 
Вы знаете, дорогие друзья, что один из талантливых литературных критиков конца XIX – начала ХХ столетия Дмитрий Сергеевич Мережковский, большой путаник в плане философии, но человек весьма даровитый, дал, как многие считают, гениальную формулу пошлости. Он как-то написал перед лицом своих друзей на доске: «Пóшло то, что пошлó». Пошлó, то есть осело, распространилось, возгнездилось в умах и сердцах обывателей, став стереотипом, общим местом, какой-то словесной матрицей. И не нужно доказывать, что наше время в отношении языка и родной речи претерпевает сейчас достаточно печальную участь. Редко-редко мы с вами услышим, разве что в ученых аудиториях, или в общении со старинными добрыми людьми, или общаясь с эмигрантами (дай им Бог здоровья за бережное отношение к слову!), образчик настоящей русской речи.
Но есть такая среда, есть такой вертоград заключенный, т.е. огражденный со всех сторон, языковой Эдем, рай сладости – это Alma mater, Соборная Апостольская Святая Греко-Российская Православная Церковь. И не нужно быть ученым-филологом, изучать язык на сегментном или суперсегментном уровне, чтобы, войдя в эту среду, влившись в нее, как в тихую гавань вплывает лодочка, мало-помалу, не без удивления, наблюдать, как твоя собственная речь очищается, и мало-помалу язык возвращается к тем истокам, к тому корени, о котором сегодня мы говорим и которому посвящается наше собрание, – трудам Кирилла и Мефодия. 
Почему так? Почему православная культура в широком смысле слова и культура языковая теснейшим образом связаны с даром словесности, а главное, очищением этого дара от пошлого, наносного, привходящего, случайного? Почему эта культура действительно формирует трибунов, ораторов, витий, проповедников, благовестников, тех, кто дерзает обращаться к современникам со словом простым, ясным и прекрасным?
Думаю, вот почему. Прежде всего, человек, входящий не извне с логарифмической линейкой, штангенциркулем, но изнутри в лоно матери церкви, обретает целостность миросозерцания. Он приемлет после эклектического, лоскутного одеяла того мировоззрения, что сформировалось у него стихийным образом, богооткровенные понятия о Боге, о мире, о человеке, о словесной природе человека и о месте человека в мире. В соответствии с этими тремя осями мышления: Бог, который над нами; ближний, созданный по образу и подобию Божию, я сам, моя бессмертная, разумная, различающая добро и зло, стремящаяся к нравственному совершенству, самосознающая душа – в соответствии с этими тремя осями и развивается мое слово, приобретая ту особенную окраску, те стилистические, внешние особенности, которые наполняются изнутри Духом Божиим.
И прежде всего: cognoste te ipsium, познай себя самого. Человек православный есть, прежде всего, человек внимательный. Исконная нравственная добродетель христианина – внимание ума к собственному сердцу. Православная культура прежде всего предупреждает против рассеянности, против любопытства, против поверхностного многознайства, желания знать все и вся вокруг себя, но не желания вникать в глубины собственного сердца. И когда заквашивается этот таинственный процесс, и ученый книжник опускается умом в тигель собственного сердца, тогда начинают происходить в нем некие таинственные изменения. Он, подобно беременной женщине, зачинает, вынашивает и рождает слово. Не наспех, не абы как, не для галочки, но с определенной разумной целью… 
 [Аннушкин В. И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие. М., 2007. С. 133–134]


Количество страниц: 6
290 ₽
Предмет: Русский язык и культура речи |
| Добавлено: Ирина 04.02.2014
Просмотров: 898 | Рейтинг: 0.0/0
Как получить эту работу ?
Работа полностью готова, оформлена по ГОСТу и готова к распечатке и сдаче на кафедру. Чтобы приобрести данную работу, скопируйте в браузерной строке ссылку страницы с работой и укажите контактный e-mail.