Работаем ежедневно с 10:00 до 22:00 +7-922-290-60-55 akademiksrf@gmail.com
Главная страница   →   Контрольные работы
Главная » Статьи » Гуманитарные дисциплины » Философия

Философия античного мира и средних веков. Поговорим о прочитанном...

Авторская уникальная работа. Все ответы на вопросы расписаны только своими словами.

1. Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считаете ли вы, что можно стать  нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что хорошо, а что  плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно и подразумевает более глубокое  понимание?
2. Стоики говорили, что с судьбой бороться бесполезно: кто за судьбой не идет, того она  тащит. Как вы считаете, что более благоразумно: изменять себя или изменять внешние  обстоятельства, если они вам не нравятся?
3. Можно ли сейчас жить так, как призывал Эпикур, то есть достичь атараксии,  невозмутимого спокойствия? Или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно?
4. Некоторые древние мыслители утверждали, что добро и зло, прекрасное и постыдное — все  относительно. Что для одного благо, для другого зло, что для одного прекрасно — для  другого безобразно. Можно ли с этим согласиться? Или есть какие-то общеобязательные  правила и нормы морали?
5. Как вы понимаете слова Диогена: людей много, а человека найти трудно?
6. Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от умного, знающего?
7. Что для вас значат слова Сократа: «Смерти избежать нетрудно, гораздо труднее уйти от  нравственной порчи»?
8. Лао-Цзы говорил, что если отбросить ученость — не будет и печали. В Библии написано:  «Кто умножает познания, умножает скорбь». Может быть, надо меньше знать, чтобы меньше  печалиться? Или мудрецы хотели этим сказать, что одних только знаний человеку мало, нужно  что-то еще?
Поговорим о прочитанном:
1. Можно ли сказать, что Средние века в Европе, — а это более тысячи лет, — являются не  мрачным и темным периодом в истории, как часто считают, а не менее интересным и важным  этапом в развитии культуры, чем античность или Новое время?
2. Как вы относитесь к точке зрения, высказанной в тексте, что связь и подчинение религии  в эпоху крушения античного мира спасла философию?
3. Знаете ли вы других, не менее чем Августин знаменитых авторов, которые писали  «Исповедь»?
4. Можно ли сказать, что наука развилась из религии, ибо она родилась в монастырях, в  схоластических диспутах, где оттачивались вопросы логики, доказательства,  аргументирования' Ведь принято считать, что наука и религия всегда и во всем противоречат  друг другу?
5. Знаете ли вы вопросы, которые разрешимы не разумом, а только верой?
6. Можно ли сказать, что в наше время религия и наука все-таки находят точки  соприкосновения: религия признала ошибочность многих своих догм (извинилась за сожжение Д  Бруно, за преследование Коперника), а наука становится все более терпимой к вере,  понимая, что не все можно доказать аргументами разума?
7. Часто говорят о фанатиках веры, но можно ли говорить о фанатиках разума?
8. Как по-вашему, философия по своему существу, способам аргументации, трактовке мира в  целом и человека в частности — ближе к религии или к науке? Или все зависит от  конкретного 
Тема 1.2 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Поговорим о прочитанном:
1. Должен ли каждый человек, стремящийся жить разумно, выработать для себя основные  правила (заповеди) своего поведения, или это будет ограничивать его жизнь, его свободу? 
2. И. Кант считал, что совесть — это показатель человечности, она не зависит ни от  каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр,  напротив, полагал, что совесть на девять десятых -результат страха перед общественным  порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает,  по вашему мнению, природу человека? 
3. Ф. Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека и будет  существовать всегда, пока есть человек. Лишить человека возможности делать зло можно,  только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали искоренить зло в  мире. Что вы можете сказать об этом парадоксе? 
4. Христианская мораль призывает любить всех людей просто потому, что каждый достоин  любви. Некоторые философы считали, что просто человек — это животное, и любить надо  такого человека, который стремится быть человеком, постоянно побеждает в себе животное  начало. Какая точка зрения вам ближе?
Каждый человек естественно стремится быть непохожим на других, стремится чем-нибудь  выделиться и отличиться. С. Кьеркегор же считал, что быть исключением стыдно.  Прокомментируйте эту фразу Кьеркегора.
5. Каждый человек естественно стремится быть непохожим на других, стремится чем-нибудь  выделиться и отличиться. С. Кьеркегор же считал, что быть исключением стыдно.  Прокомментируйте эту фразу Кьеркегора.
6. С точки зрения Л. Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить  ударом на удар. Но это предполагает, что и прощенный враг должен быть нравственно  воспитан. Иначе он вас снова ударит, решит, что вы струсили Как же быть? Ждать, когда все  буду! Нравственно воспитанными или не ждать, а начать с себя — несмотря ни на что  отказаться от насилия?
7. Философ Ж Ж. Руссо считал, что очень часто ребенка заставляют жить так, как живут  взрослые, и тем самым не дают ему развиваться свободно, воспитывают в нем рабское  послушание. Но без послушания, без авторитета взрослого также, видимо, немыслимо  воспитание. Где же выход?
8. Как писал русский мыслитель XIX века К. Леонтьев, для того, чтобы появились Пушкин,  Суворов и Кутузов, чтобы возникла мощная русская культура и сильное государство, —  миллионы русских людей должны были столетиями жить в тяжелых, невыносимых условиях. И  очень многие страны Европы добивались своего процветания ценой огромных усилий и потерь.  Неужели это единственно возможный путь?
Поговорим о прочитанном:
1. Есть много людей, которые знают о том, что такое добро и зло, знают правила морали, но  тем не менее сознательно творят зло. Может быть, разум (интеллект) и нравственность,  доброе сердце вообще никак не связаны между собой?
2. В Саксонском средневековом законоуложении написано: «Кто лишит жизни знатного, повинен  уплатить 1400 солидов... За убитого лита 120 солидов платы... За раба, убитого знатным,  36 солидов платы».Считаете ли вы, что мы стали более нравственными, поскольку у нас  сейчас нет таких законов? Считаете ли вы, что мы стали более нравственными по сравнению с  прошлым поколением, например, — с нашими родителями?
3. Некоторые люди полагают, что во всех неприятностях или несчастьях, которые с ними  случаются, всегда виноваты они сами: во всем, что у меня не получается, виновата моя  лень, моя трусость, моя небрежность и т.д. А другие чаще обвиняют внешние обстоятельства  и людей: чем я виноват, что плохо успеваю по истории, если учитель не смог меня  заинтересовать, если он ведет уроки скучно и нудно? Чем я виноват, что упал и сильно  ушибся, если нерадивый дворник не посыпал обледеневший тротуар песком? Чем я виноват, что  родился в такой стране, где мне не могут обеспечить высокий уровень жизни? Какая позиция  вам ближе и понятней?
4. Считаете ли вы, что человечество после двух мировых войн, после ужасов массового  уничтожения людей чему-нибудь научилось? Или же в случае жестокого кризиса  (экономического или социального) все может повториться снова.
5. Что, по-вашему, наполняет жизнь смыслом интересная творческая работа, или когда вы  любите и любимы, или когда вы занимаете значительное положение в обществе и всем  известны?
6. Можно ли сказать, что человек живет бессмысленно, если он никогда не задумывался о  смысле своей жизни?
7. Если солнце в нашем мире, как писал Н Бердяев, одинаково восходит над добрыми и злыми,  если здесь часто ест тот, кто не трудится, а тому, кто трудится, зачастую есть нечего, —  то для чего мне тогда стараться быть нравственным, быть добрым  не проще ли жить  естественной животной жизнью? Но, может быть, тогда я изменю своей сверхъестественной  божественной природе ? Может быть, я тогда уже не смогу считать себя человеком?
8. Горький в свое время провозгласил: «Человек — это звучит гордо!». Но ни Н. Бердяев, ни  М Хайдеггер, ни С Франк, ни Ф. Ницше категорически не согласились бы с такой фразой. 
 
 
Тема 2.1 ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА
ФИЛОСОФИИ
Поговорим о прочитанном:
1. Если человек совершенно случайно возник во Вселенной и так же случайно может исчезнуть  как вид (от изменения климата, падения большого метеорита и т.п.), то есть ли причины для  гордости, для того, чтобы считать себя высшей ступенью развития природы?
2. Если жизнь с самого начала возникновения прогрессировала и развивалась, то, может  быть, человек не последнее звено в ее развитии? Но кто же может быть следующим? Кто  придет после нас?
3. Почему в сегодняшних высших животных не «просыпается» разум? И если бы он проснулся,  то мог бы, по вашему мнению, человек примириться с этим? Признал бы он обладающих  сознанием и языком обезьян или дельфинов за равных себе? Позволил бы он им заседать в ООН  и решать судьбы планеты?
4. Может ли человек искренне сказать о себе, чего в нем больше: супершимпанзе или  философа (художника, святого)?
 5. Чувствовали ли вы в своем детстве нечто особенное: особую одаренность, сильно  развитое воображение, которое потом, с годами стало исчезать? Можно ли сказать, что  ребенок — в этом смысле совершенный человек по сравнению со взрослым?
6. Бердяев называл лицо человека вершиной космического процесса. Но насколько отражается  в лице внутреннее содержание? Можно ли о другом человеке судить по его лицу?
7. Что имел в виду Н. Бердяев, когда говорил, что не личность — часть общества (личность  вообще не может быть частью чего-либо), а общество — часть личности?
8. Можно ли, исходя из рассуждений Л. Шестова, сказать, что некоторые люди произошли от  Бога, а некоторые от обезьяны?
 
Поговорим о прочитанном:
1. Если наша эпоха — эпоха бездомности, вызывающая чувство глубокого одиночества у  человека, то в какой другой эпохе вы хотели бы жить? Или наша эпоха вполне вас  устраивает?
2. Какой тип приятеля наиболее предпочтителен для вас, если классифицировать всех людей  по Л. Шелдону: мозговой, желудочный или мускульный?
3. Как вы понимаете фразу: «Человек — это стремление быть человеком»?Можно ли сказать,  что человек становится человеком к определенному возрасту или достигая определенного  положения в обществе? Может ли вообще наступить такой момент в жизни любого человека,  когда он вправе сказать себе: ну вот, наконец-то я стал человеком?
4. Правда ли, что дети-интроверты, замкнутые, сосредоточенные, всегда учатся на  «отлично»? Или в вашем классе этого не наблюдалось?
5. Можете ли вы сказать, что в вас живет внутренний человек, ваше второе Я? И если да, то  часто ли вы с ним разговариваете, советуетесь?
6. Можете ли вы что-нибудь возразить тем мыслителям, которые утверждают, что человек —  это тупик жизни, ошибка биологической эволюции (четвертая идея о человеке)?
7. В философии давно живет идея о параллелизме микро- и макрокосма, согласно которой  человек — это космос в миниатюре, столь же сложный и столь же загадочный. В нем, как в  зеркале, отражается большой космос. Это ли имел в виду Р. Декарт, когда говорил, что тот,  кто сможет все рассказать о себе, опишет всю Вселенную? Можно ли сказать, что, когда  человек умирает, умирает целая Вселенная?
8. У каждого человека в жизни много «ролей» В разных обстоятельствах, встречаясь с  разными людьми, мы ведем себя по-разному: у меня одно лицо и одни слова, когда я говорю с  начальником, и совсем другое лицо и слова, когда я что-либо обсуждаю со своими друзьями.  Но ведь если люди, которые во всех обстоятельствах ведут себя всегда одинаково. Они  одинаково вежливы и ласковы со взрослыми и детьми, они полны достоинства и не теряются  при встрече с большими начальниками, не важничают со своими подчиненными, ничего из себя  не строят, всегда естественны и просты. Как правило, это взрослые люди, люди сильной воли  и характера. Приходилось ли вам встречать таких людей? И возможно ли такое поведение в  юности?
Поговорим о прочитанном:
1. А.П. Чехов писал: «Вы должны иметь приличных, хорошо одетых детей, а ваши дети тоже  должны иметь хорошую квартиру и детей, а их дети тоже детей и хорошие квартиры, а для  чего это — черт его знает». Как вы это можете прокомментировать?
2. Согласны ли вы с тем, что отучиться лгать другим не так уж сложно, гораздо труднее  отучиться лгать самому себе, то есть посмотреть на себя честно и искренне?
3. Хотели бы вы, чтобы в вас с детства (допустим, что наука уже достигла такой степени  развития) генетически была бы заложена определенная программа и, вырастая, вы без особых  усилий обязательно становились бы очень талантливым физиком, или художником, или  музыкантом, или опытным слесарем?
4. Можно ли согласиться с тем, что вы, с вашими способностями, вашим характером занимаете  в мире такое же законное и необходимое место, как и великие люди — Александр Македонский,  Наполеон, Толстой и т.п.? Или вы более скромно оцениваете свою личность?
5. Часто ли вам казалось, что вы рождены для того, чтобы совершить в этом мире нечто  великое? Или вы считаете, что такие претензии ни на чем не основаны?
6. Философия утверждает, что человек внутренне ни от чего не должен зависеть — в этом его  свобода. Поможет ли это вам, если вы знаете, что ваша судьба решается где-то независимо  от вас и без вашего участия, а вы ничего не можете изменить?
7. Психология толпы такова, что чем ярче, оригинальнее и неповторимей человек, тем больше  он вызывает зависти и злобы. Если бы Моцарт не был гениальным композитором, он прожил бы  намного дольше, никакой Сальери ему бы не завидовал. Мы часто слышим: будьте как все, не  высовывайтесь, не стройте из себя умников! Может быть, в этих призывах действительно есть  доля истины?
8. Человек всегда мечтает о великой доле, любой лейтенант мечтает стать маршалом. Но  философы говорят, что любая жизнь достойна, если ее живешь как свою жизнь. В любой жизни,  не только в великой, можно найти массу радостей и наслаждений. Согласны ли вы с этим?  Или, может быть, человек приходит к этой мудрости, когда понимает, что ему самому достичь  славы, почета, всеобщего признания явно не удастся?
Поговорим о прочитанном:
1. Как вы можете прокомментировать слова А.С. Пушкина: «На свете счастья нет, а есть  покой и воля»?
2. Говорят, что по мере взросления человеку выпадает все меньше и меньше счастливых  минут, поскольку становится больше забот, больше проблем и трудностей, а сам человек  начинает более трезво оценивать жизнь. Согласны ли вы с этим?
3. Как вы понимаете фразу «Жизнь измеряется не количеством прожитых лет, а интенсивностью  переживаний» и аналогичное высказывание М.Монтеня: «Бывает, что человек прожил долго, а  пожил мало»?
4. Ф. Ницше делил всех людей на два класса в зависимости от того, что они имеют в виду,  отвечая на вопрос: «Согласны ли вы еще раз прожить последние десять лет?». Все отвечают —  нет! Но одни говорят: «зачем отбрасывать себя назад на десять лет, если вот-вот начнется  настоящая жизнь, ведь счастье уже рядом, за ближайшим поворотом», а другие:«если десять  лет меня ничему не научили, зачем снова повторять прежние глупости». К какому классу  людей вы отнесли бы себя?
5. Как вы понимаете фразу «Смерть не конец, а венец жизни»?
6. Что означают для вас слова М. Монтеня: «Размышлять о смерти — значит размышлять о 
7. Философия говорит, что гораздо важнее любить самому, оказаться способным на такое  чувство, а любят тебя или нет — это не так уж важно. Соответствует ли это вашим  представлениям о любви?
8. B.C. Соловьев говорил, что любовь для человека все равно, что разум для животного —  только смутная возможность. А Б. Паскаль утверждал, что мы рождаемся с любовью в сердце,  что мы любим всегда, и, даже когда нам кажется, что мы презрели любовь, она таится в  глубине нашего сердца. Без любви мы не могли бы прожить и минуты. Какая точка зрения вам  ближе? Или, может быть, эти мыслители говорили о разных вещах...


Количество страниц: 20
1800 ₽
Предмет: Философия |
| Добавлено: Ирина 04.02.2014
Просмотров: 9355 | Рейтинг: 1.0/1
Как получить эту работу ?
Работа полностью готова, оформлена по ГОСТу и готова к распечатке и сдаче на кафедру. Чтобы приобрести данную работу, скопируйте в браузерной строке ссылку страницы с работой и укажите контактный e-mail.