Работаем ежедневно с 10:00 до 22:00 +7 (965) 517-90-81 akademiksrf@gmail.com
Главная страница   →   Контрольные работы
Главная » Статьи » Гуманитарные дисциплины » Культурология

Определение предмета культурологии в отличие от смежных наук

Продуктивное учебное задание № 1 Определение предмета культурологии в отличие от смежных наук

Определите, какие из предлагаемых ниже фрагментов, содержащих различные культурные факты, мысли, наблюдения, идеи представителей различных наук, относятся к философии, социологии, антропологии, истории и собственно культурологии. Аргументируйте Ваш выбор.

Критерии оценки выполнения продуктивного задания

1. Убедительность аргументации.

2. Правильность ответа.

3. Полнота и развернутость аргументации.

 

I. «Греки представляли себе время движущимся на одном месте – как звездный небосвод, который вращается над миром одинаково и неизменно как за тысячу лет до нас, так и через тысячу лет после нас… Каково было летоисчисление? А его не было. Каждый год имел название по главному должностному лицу этого года – в Афинах по первому архонту, в Спарте по первому эфору и т.п. Знаменитый договор 421 г. до н.э. между Афинами и Спартой – Никиев мир – был датирован так: «При спартанском афоре Плистоле, за 4 дня до окончания месяца артемисия, и при афинском архонте Алкее, за 6 дней до окончания месяца элафебалиона»(Месяцы в каждом государстве тоже были свои собственные)».

М. Гаспаров

Ответ: По своему содержанию, анализируемый нами фрагмент относится скорее всего к истории и культурологии, т.к. повествует о древнегреческой ...............................................................

 

II. «Культура предстает перед нами, логически и исторически, прежде всего как преобразование натуры – природной среды, которую человек застает вокруг себя, в которой он существует и к которой он, в отличие от животных, не только должен так или иначе приспособиться, но которую он способен приспосабливать к себе, к своим нуждам, желаниям, интересам…Поскольку же происходит это не инстинктивно, не по велению самой природы, а по интеллектуальным, рациональным, духовным установкам, обретаемым человеком в социальной жизни, материальное производство оказывается одухотворенным изнутри, человечески содержательным, то есть культурным по самой своей сути…»

М. Каган

III. «… у человека в наших условиях как будто бы нет твердых границ. Что я имею в виду? Возьмем опять-таки город. Люди проходят мимо вас и даже совсем рядом с вами так, словно вас нет, словно у вас нет никакого вашего пространства, ненарушимого периметра приватности. Дело не просто в анонимности столичного прохожего посреди такой же анонимной толпы – скажем, на улицах не меньших по размерам европейских или заокеанских столиц вам в таких случаях кивнут, улыбнутся, извинятся. Иными словами, с вами вступят хотя бы в секундное взаимодействие равных, покажут, пускай мимоходом, что вас видят и учитывают, только сейчас, увы, спешат – то есть как бы надеются – кто знает? – когда-нибудь вернуться к знакомству (да и вас в этом смысле тоже обнадеживают, даже поощряют…)»

Б. Дубин

IV. «В античности человек лишь частичка космоса, подражание ему…различие между человеком и космосом чисто количественное», при этом «человек воспринимается не как безоговорочная ценность космического мироздания, а как один из его первоэлементов, неукоснительно связанный с ним и подчиненный ему. В христианстве личность несет на себе иное предназначение, ибо на нее накладывается отпечаток абсолютной личности творца. Она обретает некую самоценность независимо от космологических сюжетов. Вместе с тем рождается идеальное представление о человеке как существе, воплотившем в себе телесно-чувственную субстанцию, одушевленную разумом, духовностью».

П. Гуревич

V. «Культуру как особую сферу человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать... Мы видим лишь отдельные проявления культуры, но никогда не видим всю ее саму в целом... В этом смысле культура представляет собой только абстрактное понятие, которое помогает нам понять, почему мы делаем то, что делаем…»

А. Садохин

VI. «Подмигнуть – это значит сознательно моргнуть в случае, когда существует социальный код, согласно которому это действие есть конспиративный сигнал…Вот что такое: крупица поведения, крупица культуры…»

К. Гирц 

VП. «Половина сливок российского среднего класса мечтает о постоянной или временной эмиграции… Исследователи объясняют такие прогнозы отсутствием чувства защищенности. Около 76 % опрошенных полагают, что не могут защитить себя от произвола властей, и в частности – милиции. Около 65 % не уверены, что смогут защитить свои права и интересы в суде.

Несмотря на то, что россияне не в восторге от такой ситуации, они, похоже, с ней смирились. … "Центральный момент в самосознании среднего класса – это ощущение промежуточности собственного существования и радикальное столкновение образа жизни с образом мыслей”, – подытожил автор, добавив, что без радикальных перемен в обществе перспективы роста среднего класса и превращения его в широкий и стабильный слой выглядят сомнительными».

А. Щеглов

VIII. «…не только современное понятие детства, но и вообще интерес к этому важному периоду жизни были чужды западноевропейской культуре вплоть до Нового времени. Средневековый мир был "миром взрослых”, где ребенка считали просто маленьким взрослым и где, как правило, никто не задумывался над его возрастными особенностями. Складывание же современного образа ребенка относится к ХVП–ХVШ вв., когда детский и взрослый миры получают отчетливые различия и за первым признается самостоятельная социальная и психологическая ценность, и в еще большей степени – к эпохе романтизма, создавшей нечто вроде культа ребенка».

Ф. Арьес

IХ. «Хоть она (реклама – Г. Б.) и ставит себе целью возбудить, разжечь желание, сама превратиться в желание, все ее методы, по сути, весьма близки к тем, которые были характерны для морали прошлого. Ибо она вырабатывает некое устрашающее и жесткое Сверх-Я (императив – Г. Б.), которое прилипает к человеку и непрестанно твердит ему: "Ты должен желать. Ты должен быть желанным. Ты должен участвовать в общей гонке, в борьбе за успех, в кипучей жизни окружающего мира. Если ты остановишься – ты перестанешь существовать. Если отстанешь – ты погиб”. Начисто отрицая понятие вечности, определяя самое себя как процесс непрестанного обновления, она стремится к подавлению субъекта, к превращению его в послушную марионетку будущего. И это формальное, поверхностное участие в жизни окружающего мира призвано заменить в человеке жажду бытия». 

М. Уэльбек



Источник: 8
490 ₽
Категория: Культурология | Добавлено: 03.02.2014 Просмотров: 589 | Рейтинг: 5.0/1
Как получить эту работу ?
Работа полностью готова, оформлена по ГОСТу и готова к распечатке и сдаче на кафедру. Чтобы приобрести данную работу, ескопируйте в браузерной строке ссылку страницы с работой и укажите контактный e-mail. В самый кратчайший срок мы с Вами свяжемся для уточнения заказа.